Пояснительная записка

К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

На данный момент розничные наценки на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы РФ. (В частности в своем докладе 2010-го года «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» ФАС отметила, что «на многие товары средняя наценка составляет 30-40%»).

Тем не менее, до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на социально значимые товары.

Пока действующая редакция ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает лишь экстренные меры в виде «замораживания цен» на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8) , что не может служить постоянным механизмом регулирования рынка.  Между тем, в мировой практике, как в странах ЕС, так и в США, цены на этот сегмент товаров находятся под жестким контролем государства на протяжении всей цепочки реализации товара.

В частности, в Австрии, Дании, Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования, регламентирующие установление максимальных потребительских цен на отдельные группы товаров.

Более того, в РФ уже сейчас в ряде регионов практикуется ограничение торговых наценок на отдельные группы товаров. Введение подобных ограничений на региональном уровне широко применялось в 2008м году.

Особенную актуальность проблема сдерживания розничных цен на продукты питания путем ограничения торговых наценок обретает в кризисные периоды, когда наравне с объективными экономическими факторами на процесс ценообразование на рынке потребительских товаров влияют и спекулятивные моменты.

Гибель почти трети урожая зерновых в РФ вследствие аномальной жары летом этого года создает объективные риски повышения цен на часть социально значимых продуктов питания. Между тем обозначившийся во всех регионах Росси уже с начала августа этого года рост цен на муку, хлеб, крупы и молочную продукцию наглядно демонстрирует неизбежность проявления также и спекулятивного фактора в виде наценок со стороны, как производителей, так и ритейлеров. Для предотвращения такой ситуации правовых механизмов, кроме проверок ФАС, у нас пока не создано.

На основании изложенного, законопроектом предлагается ограничить торговую наценку на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.

 

Смотрите также: