Пояснительная записка

К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации".

На данный момент проблема алкоголизма в РФ стоит более чем остро. По оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, то это уже опасно для здоровья нации, и каждый добавочный литр сверх определенного предела уносит 11 месяцев жизни у мужчин и 4 месяца жизни у женщин.

В РФ  же продажа алкогольной продукции через торговую сеть составила около 10 литров на душу населения. В структуре продаж почти 80 процентов приходится на пиво, 13,2 процента - на водку и ликероводочные изделия, 6,4 - на вино и 0,6 процента - на коньяк. При этом если говорить о потреблении алкоголя, то, по данным Минздравсоцразвития, в России на каждого человека, включая младенцев, в год приходится уже около 18 литров чистого алкоголя. Объясняется это тем, что при подсчете потребляемого спиртного учитывается также продукция серого рынка.

В 1995 году западные пивоваренные компании агрессивно вошли на российский рынок и сумели добиться исключения пива из алкогольных напитков в принимаемом тогда ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Хотя пиво по всем своим характеристикам попадает под определение алкогольной продукции.

Исключение пива из алкогольных напитков позволило пивоварам освободить свою продукцию от ограничений, накладываемых ФЗ "Об обороте этилового спирта", в частности: производство и продажа пива не лицензируется, на него не распространяются запреты на рекламу на телевидении и радио, а акцизы на крепкое пиво (более 9%) в 20 раз меньше акцизов на другой алкоголь соответствующей крепости, оно может продаваться не только в магазинах, но и в ларьках и палатках
В результате с 1995 по 2007 год рынок пива неуклонно рос, быстрее, чем другие сегменты алкогольного рынка.  Если в 1995 году пива потреблялось в РФ 15 л. в год, то  в 2007м – уже 80л. Рост рынка составил около 5.5 процента. По данным НАА (Национальная алкогольная ассоциация), по сравнению с 2006 годом объем потребления алкоголя населением увеличился на 4,8%, а по сравнению с 2005 годом – на 5% и обеспечен этот рост был именно пивом: его доля в пересчете на абсолютный алкоголь с 2005 года увеличилась до 35,9% с 29,5%. Неуклонно росло и производство. Сейчас РФ, по разным оценкам,  на 3-м или 4-м месте по производству пива в мире.

Создание для пива необоснованных экономических преференций привело к тому, что основными потребителями напитка стали несовершеннолетние и молодежь в возрасте до 30 лет. Средний возраст начала употребления пива -10-12 лет. . Пиво превращается в повседневный напиток. В свою очередь, пиво опасно тем, что больше, чем другие алкогольные напитки, вызывает привыкание, а пивной алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее и, по мнению наркологов, меньше всего поддается лечению. Пивной алкоголизм, особенно у несовершеннолетних, характеризуется особой жестокостью и именно «пивные посиделки» у молодежи завершаются драками, грабежами, изнасилованиями.

В связи с этим, данным законопроектом предлагается внести пиво в перечень алкогольной продукции, попадающей под действие ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", при этом - признать утратившим силу Федеральный закон "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе". В случае принятия законопроекта пиво будет поставлено в равные экономические условия с другими алкогольными напитками, в частности его производство и продажа подвергнутся обязательному лицензированию, на телевидении и радио будет запрещена его реклама, увеличатся акцизы,  пиво крепостью более 9% будет снабжаться акцизными марками.

 

Смотрите также: