Пояснительная записка

К проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил»

В соответствии со статьей 14.4 КоАП РФ,  продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества,  с нарушением санитарных правил  или без сертификата или декларации соответствия для физических лиц максимально карается штрафом от 2000 рублей до 2500 рублей, для юридических лиц – от 40.000 рублей  до 50.000 рублей, для должностных лиц – от 4000 рублей до 5000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 4000 рублей  до 5000 рублей.

Размер этих штрафов ничтожен и не может стать сдерживающим фактором для продавцов, получающих сверхприбыли от продажи  просроченных и  опасных для жизни и здоровья товаров, особенно продуктов питания и бытовой химии. Сейчас на территории нашей страны появляются так называемые рынки просроченных товаров, что само по себе дико в цивилизованном обществе.

По данным Роспотребнадзора, около 50% реализуемых в Российской Федерации товаров не соответствует нормам безопасности и качества. «Ростест» предполагает, что таких товаров порядка 60-80%.

Особенно сильно вероятность увеличения просроченной продукции на прилавках возросла во время финансового кризиса. Рост цен на продукты питания за 2009 год составил в среднем 4,9%, а по отдельным группам товаров дошел до 22%, при этом доходы у большей части населения снизились.  Многие оказались не в состоянии приобретать даже привычные продукты без скидок, сразу став «легкой добычей» для продавцов, стремящихся любой ценой подстегнуть покупательский спрос, в том числе «льготными» ценами. Если учесть, что импортируемая продукция, которая составляет у нас на прилавках большую часть всего ассортимента, дорожала в привязке к доллару еще быстрее отечественной, то не редко для сохранения собственной прибыли  дисконтные цены обеспечивались продавцами именно за счет реализации  продукции с просроченным сроком годности.

Еще одним фактором риска роста просроченной продукции в РФ является вступление в силу с 1 января 2010 года ФЗ «О торговле», направленного, прежде всего, на снижение торговых наценок, устанавливаемых ритейлерами. В свете этого не исключена практика  наверстывания упущенной выгоды последними любой ценой, в том числе и за счет реализации просроченной продукции.  И здесь речь идет даже не об открытой реализации контрафакта, а об, увы, уже широко распространенном в нашей стране переклеивании этикеток и «перебивании» сроков годности.

Наконец, 1 декабря 2009 года было подписано Постановление Правительства РФ №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», в соответствии с которым с 15 февраля 2010 года производителям значительной части товаров, которые сейчас подлежат обязательной сертификации, предлагается только декларирование соответствия качества товаров. Теперь производителям достаточно лишь заполнить декларацию подтверждения соответствия заявленному ими же качеству товара. Получать в обязательном порядке сертификаты качества от них больше не требуется. Хотя в большинстве случаев требуется гигиенический сертификат, а по ряду товаров производители обязаны оформлять такую декларацию только на основании экспертизы подразделений Роспотребнадзора, это требование относится не ко всей продукции.

При этом перечень товаров, на которые теперь отменена обязательная сертификация, очень велик. В него попали практически все продукты питания, включая, кстати, и многие категории детского питания, и косметические товары, алкогольная продукция, отчасти средства гигиены, промтовары. Со вступлением в силу этого документа доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизится с 78% до 54%.

Декларирование пока не может стать оптимальным механизмом контроля качества поставляемой продукции, прежде всего в силу того, что, заполняя декларацию соответствия, предприниматель должен руководствоваться нормами техреглементов, которых у нас принято пока только 4 из 30, в результате чего часть продукции, подлежащая декларированию, останется в весьма сомнительном правовом поле.

Совершенно очевидно, что для воспрепятствования потоку некондиционной продукции на российском рынке в сложившейся ситуации необходимо начать с ужесточения санкций за реализацию таковой, так как штраф в 50 тысяч рублей ничтожно мал для юридического лица, реализующего просроченный товар, опасный для жизни и здоровья потребителя. Очевидно, что сдерживающим фактором может стать только многократное увеличение штрафов за продажу товара ненадлежащего качества.

Мировая практика показывает, что в сравнении со странами ЕС, российское законодательство содержит недопустимо либеральные нормы пресечения за нарушения в области продажи некачественных продуктов.

Так, в Германии средний штраф за реализацию просроченной продукции достигает 20 тысяч евро. Схожие штрафы применяются в ОАЭ (25 тыс. евро) и в Турции. И это средний размер штрафов, в отдельных случаях их размер может доходить до сотен тысяч евро.

Кроме того, в  Евросоюзе, где  бизнесмены, как и у нас сейчас, работают в системе  добровольной сертификации товаров, недобросовестные предприниматели, в случае обнаружения факта продажи недоброкачественной продукции, рискуют потерять бизнес. К примеру, если в магазине будет обнаружен просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владельцу запретят открывать магазины, в которых будут продаваться пищевые продукты, то есть вводится так называемый запрет на профессию. А с 1 января 2010 года в Евросоюзе введено тотальное подтверждение соответствия, когда за качество продукции лично отвечают и изготовитель, и импортёр, и дистрибьютор. Таким образом, европейцы сегодня защищены от недоброкачественного товара с трёх сторон.

Российское же законодательство предусматривает только возможность конфискации товара ненадлежащего качества, однако эта конфискация не является обязательной. Штраф на недобросовестных предпринимателей может накладываться как с конфискацией опасного товара, так и без, что создает дополнительную угрозу того, что некачественный товар останется на рынке.

При этом опыт стран с лояльным отношением к некондиционным товарам наглядно демонстрирует зависимость здоровья населения от количества реализуемого в стране недоброкачественного товара. Так, в США, славящихся законодательно разрешенными дисконтными магазинами, а также большой долей просроченных продуктов на прилавках магазинах, по исследованиям сотрудников Департамента здравоохранения штата Мичиган (Michigan Department of Health), отравления просроченными продуктами  составляют: 76 миллионов в год, 6,3 миллиона в месяц, 1,4 миллиона в неделю, 208 тысяч в день, 8,6 тысяч в час, 144 отравления в минуту, 2 отравления в секунду.

В нашей стране подобная статистика даже не ведется. Однако очевидно, что необходимо многократное увеличение штрафов и введение обязательной конфискации товаров ненадлежащего качества, реализуемых с нарушением требований техрегламентов и санитарных норм.

На основании изложенного, законопроектом предлагается увеличить штрафы за продажу  товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил, установив максимальный штраф для юридического лица  в размере 700 тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица до 5 тысяч рублей, для физических лиц до 5 тысяч рублей, для должностных лиц до 30 тысяч рублей. При этом предлагается ввести обязательную конфискацию товаров.

 

Смотрите также: