Пояснительная записка

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части введения специальных норм, устанавливающих ответственность за производство и сбыт фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок"

Проблема оборота на рынке лекарств фальсифицированных лекарственных средств (ФЛС) приобретает характер национального бедствия.

По статистике, фальсификация лекарств считается четвертым злом здравоохранения после малярии, СПИДа и курения, а смертность от побочных реакций лекарств входит в первую пятерку причин наравне с сердечно-сосудистыми, онкологическими, бронхолегочными заболеваниями и травматизмом. За последние 40 лет поддельные лекарства в мире убили 200 тыс. человек, тогда как по вине террористов за это же время погибло 65 тыс. человек.

В России до сих пор нет единых статистических данных относительно доли на рынке фальсифицированных лекарственных средств. Так, по сведениям Росздравнадзора, ежегодно количество ФЛС, выявленных на фармрынке Российской Федерации, составляет не более 0,4 % от всего количества лекарственных средств. Однако ряд экспертов подвергают эти показатели сомнению. Они считают, что Россия вместе с Китаем уже вышли на первое место по производству и теневому обороту фальшивых лекарств, обогнав Индию, Бразилию и Турцию, традиционно считавшихся основными производителями и одновременно потребителями лекарственных фальшивок. Некоторые независимые эксперты называют цифры от 20 до 60 %. По оценке Всемирной организации здравоохранения, в России доля фальсифицированных лекарственных средств находится на уровне 12 % от общего числа препаратов. По информации экспертов, объем рынка фальсификатов в России составляет около 20 млрд. рублей.

Ситуация усугубляется тем, что фармрынок в нашей стране развивается стремительными темпами. Ассортимент лекарственных препаратов в российской торговой сети достиг 18 тысяч наименований. Только оптовых фармацевтических компаний в нашей стране более 2,5 тысяч. А мелких фирм, торгующих лекарствами, в 20 раз больше. Порядка семи тысяч предприятий снабжают лекарствами розничную торговлю, 700 российских предприятий производят фармацевтические препараты.

Проблема ФЛС стоит остро не только в нашей стране. С точки зрения прибыльности лекарственный рынок находится на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, в 2010 году прибыль от реализации фальшивых таблеток в мире составит 75 млрд. долларов.

Однако зарубежное законодательство устанавливает жесткую ответственность за производство и оборот ФЛС.

В США, например, торговля фальшивыми лекарствами наказывается штрафом до $200 млн. или пожизненным заключением. В Турции - тюремным заключением на срок от 30 до 50 лет, в Индии торговля ФЛС карается пожизненным заключением. Во Франции производство и импорт ФЛС караются лишением свободы на четыре года или штрафом в размере €400 тыс., а организация незаконной сети сбыта - сроком пять лет или штрафом в размере €500 тыс. В Европе штраф за продажу поддельных лекарств превышает 300 тысяч евро, а срок тюремного заключения – 10 лет.

К сожалению, российское законодательство не так сурово к производителям и распространителям ФЛС; эксперты признают, что российское законодательство не в силах соответствовать увеличивающимся темпами роста оборота фальсифицированных лекарственных средств. Само понятие "фальсифицированное лекарственное средство" было введено в Федеральный закон "О лекарственных средствах" только в 2004 г (статья 31).

Специальных норм об ответственности за подделку лекарств в уголовном законодательстве РФ нет, а общие предусмотрены статьей 238 Уголовного кодекса, по которой преследуются производство, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности. А из этого следует, что фальсифицированный лекарственный препарат, несущий смертельную опасность, приравнен к любому другому товару, попадающему под определение данной статьи.

До недавнего времени существовало мнение, что в российском законодательстве достаточно статей для привлечения к ответственности лиц, причастных к обороту фальсифицированных лекарственных средств. Среди них статьи Уголовного кодекса Российской Федерации: 171 -"Незаконное предпринимательство", 180 -"Незаконное использование товарного знака", 238 - "Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности", а также несколько статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Но основная проблема заключается в том, что понятие “фальсифицированное средство” в Уголовном кодексе отсутствует, так же как и отсутствуют специальные статьи, устанавливающие ответственность за преступления в сфере оборота лекарственных средств.

В свою очередь, статья 238 Уголовного кодекса устанавливает мягкую ответственности за производство и сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности, в контексте оборота фальсифицированных лекарств и БАД. Так, согласно действующей норме, за сбыт фальсифицированных лекарств, повлекших смерть человека, можно "отделаться" штрафом от 100 000 до 500 000 рублей.

Аналогичным образом обстоит ситуация с рынком биологически активных добавок. Более того, уголовное законодательство вообще не предусматривает ответственность за продажу БАД под видом фармпрепаратов, несмотря на то, что это ежегодно приводит к тысяче летальных исходов из-за отказа введенных в заблуждение покупателей от качественной медицинской помощи.

По оценкам DSM Group (DRUG-STORE MONITORING GROUP), в 2008 году общий объем рынка БАДов составил 30,0 млрд рублей. Но из них на аптечные продажи приходится лишь половина объема – 11,5 млрд рублей. Остальное – на альтернативные формы торговли: сетевой маркетинг, «лавки жизни» и пр. Фактически, это теневой или полутеневой рынок, плохо контролируемый государством.

В год на российский рынок выходит более 500 новых добавок. В среднем они дороже лекарств и дают производителям сверхприбыли. Простота регистрации и вывода на рынок препаратов " профилактической направленности " , популярное в России самолечение - все это играет на руку производителям. Согласно данным розничного аудита БАД в РФ, по итогам 2008г. объем аптечных продаж биодобавок в России составил 14,7 млрд. рублей (591,7 млн. долл.) в оптовых ценах и 19,4 млрд. рублей (778,8 млн.долл.) - в розничных. Прирост рынка в оптовых рублевых ценах составил 57%, в натуральных показателях - 35%. В 2007г. аналогичные показатели были равны 19% и 5%. В 2008 году рынок БАД в РФ увеличился на 45%,  составив 11,5 млрд. рублей.  На конец прошлого года аптечный рынок добавок составил 6,4 млрд. рублей..

В связи с ростом рынка ФЛС и некачественных БАДов предлагается дополнить Уголовный Кодекс РФ статьями 238.1 и 238.2, устанавливающим более жесткую уголовную ответственность за производство, продажу, хранение и перевозку в целях сбыта фальсифицированных лекарственных средств и биологически активных добавок. А также предлагается установить ответственность за производство и сбыт БАД под видом лекарственных средств, если такие действия причинили вред здоровью или смерть человека.

 

Смотрите также: