Пояснительная записка

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О рекламе" в части запрета рекламы биологически активных добавок и добавок к пище вне специализированных мероприятий и медицинских печатных изданий"

Рынок биологически активных добавок в России растет стремительными темпам. В настоящее время на территории России находится в обороте более 6 тысяч наименований БАДов, из них только в этом году было зарегистрировано 1825. Большая часть из зарегистрированных в 2009 году наименований имеет отечественное происхождение, 690 - произведены за рубежом, 108 из которых - в Китае.


При этом, качество производимых и продаваемых в стране БАдов не выдерживает никакой критики. Если, например,  лекарственные средства, прежде чем попасть в аптеки, проходят токсикологические, доклинические и клинические исследования, которые могут длиться десятилетиями, то для регистрации БАДов проведение испытаний не требуется, что является очень выгодным для производителя.  Не удивительно, что огромное количество БАДов для похудения, продающихся в РФ и действительно содержащих вещество, способствующее уменьшению веса, при этом вызывают сердечно-сосудистую недостаточность, угнетающе действуют на  центральную нервную систему, и даже приводят к  шизофрении.


В 2008 году Роспотребнадзор, уполномоченный контролировать качество БАДов,  выявил различные нарушения у 44 % производителей биодобавок. Среди зафиксированных нарушений отмечалось изготовление  БАДов кустарным способом, отсутствие документов, подтверждающих безопасность сырья, отсутствие  контроля за выпускаемой продукцией, отсутствие необходимой информации о продукте в аннотации.


39 из 87 предприятий-изготовителей БАДов (44,7%) нарушают санитарные нормы.


Главная опасность реализации БАДов на территории РФ заключается в том, что большинство производителей и дистрибьюторов, позиционируют биологически активные добавки к пище как лекарства. Несмотря на то, что подобные действия запрещены законом "О рекламе", производители используют ухищрения или прямые нарушения закона, чтобы внушить покупателю веру в то, что БАД можно использовать в качестве лекарственных средств. Многие распространили добавок представляют БАД как чудо-лекарство, еще более эффективное чем таблетки, способное вылечить неизлечимые болезни. В погоне за прибылью продавцы предлагают БАДы как чудо современной медицины.


Особенно агрессивная реклама распространяется производителями БАДов на радио и в печатных СМИ. Она нарушает все запреты, установленные для БАДов ФЗ "О рекламе": в нарушении закона создает впечатление, что БАД обладает лечебными свойствами, содержит ссылки на конкретные случаи излечения людей в результате применения добавок, что противоречит требования закона, содержит выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок. Такие методы рекламы воздействуют на сознание людей (особенно рассказы про излечение и выражение благодарности изготовителям). Как правило жертвами подобной рекламы становятся пожилые люди и люди, отчаявшиеся излечить заболевание.


Заманивая покупателей красочной рекламой, продавцы БАДов действуют по одной схеме. Прочитав о "чудо-таблетках" в газете, покупатель звонит по указанному номеру телефона,  где люди, прелставляющиеся врачами с помощью психологических методов воздействия убеждают людей приобрести БАД, рекламируя его лечебные свойства и уникальный состав. При этом цена за упаковку колеблется от 6000 до 50000 рублей. Доверчивые люди часто отдают последние деньги. Покупатели  применяют БАД взамен лекарств, из-за чего известно немало случаев смерти или тяжелых последствий из-за отказа от приема лекарств в пользу БАД.


Распространять лже-таблетки мошенникам позволяет агрессивная реклама. Ситуация усложняется тем, что, например, печатные СМИ указывают, что не несут ответственность за содержание рекламного материала.
Между тем, жертвами рекламы БАД становятся все новые и новые люди.


С целью остановить беспредел, существующий на рынке биологически активных добавок, защитить покупателей от огромного количества мошенников на рынке БАД, перекрыть мошенникам доступ к потребителям и сохранить жизни и здоровье покупателей, законопроектом  предлагается запретить рекламу БАДов во всех средствах массовой информации, кроме специализированных медицинских изданий и вне специализированных медицинских и фармацевтических выставок, семинаров и конференций.

 

 

Смотрите также: